joomlarulit.com
Понедельник, 26 июня 2017 09:38

Татарская Свадьба

Как играют свадьбу астраханские татары?

Астраханские татары - этнотерриториальная группа татар, сформировавшаяся на территории современной Астраханской обла­сти. Исторически делятся на юртовских татар и карагашей. Астраханские татары имеют свои обычаи и обряды, соблюдение которых начинается с самого рождения.

Первый крик ребёнка возвещал о том, что в доме родился новый человек. О радостном событии первым сообщалось деду «Малатау». Если мальчик, то радость была вдвойне, ведь он наследник, продолжатель рода. Дед на радостях тут же дарил внуку корову или телку, лошадь или кобылку, если семья была зажиточной. Если менее обеспеченная – овцу или козу, на худой конец ягненка. Когда семья сына отделялась со своим хозяйством от отца, то внуки уводили дареную скотину в своё хозяйство. Малыша до 40 дней приходила купать близкая родственница, которая хорошо умела это делать. Она обучала всему, что должна знать молодая мама. За это её угощали и одаривали подарками.

А имя шепчут на ухо…

Имя ребенку дают после нескольких дней со дня рождения. Зовут муллу, который читает специальную молитву, затем несколько раз шепчет в ухо ребёнка его имя. На этот праздник «Бишек-туй», посвященный рождению ребенка, приходят гости и со стороны отца младенца, и со стороны матери. Бабушка со стороны матери собирает приданое маленькому внуку (внучке). Обязательным было нести маленькую детскую арбу (деревянную тележку). Она небольшая, в неё клали мягкий тюфячок, сажали малыша и катали по комнате. Дед со стороны матери тоже дарил ребенку какую-либо скотину. Или её сразу привозили, или она росла и давала приплод до того времени, пока родители ребёнка сами решали взять её в своё хозяйство.

Без пирога нет сватовства!

Для татар типична женитьба по сватовству. Девушку сватают две свахи – близкие родственницы со стороны отца и матери жениха. Для знакомства с невестой приносили с собой подарки. Будущая свекровь дарила украшение из золота, свахи также несли подарки. Неотъемлемая часть обряда – большой пирог «Нугайбелиш», который выпекается в специальной печке из очень жирного недрожжевого теста. Начинка его: рис и мясо, заправленные луком, солью и перцем. Кроме пирога, свахи на небольшом подносе приносят маленькие конфеты, орехи, кусочки сахара. На этой встрече обговаривают свадьбу. После ухода свах и матери жениха, зовут муллу, он читает молитву, разрезают пирог и угощают родственников. Конфеты делят и раздают близкой родненевесты, тем самым оповещают, что девушку сосватали.

Традиционный девичник

Щакыр туйпраздник для молодежи и невесты. Для гостей накрывают столы с угощениями, устраивают гулянье с песнями, танцами, т. е. провожают девушку. В татарских семьях воспитание детей лежит на бабушках, а позже, в подростковом возрасте за ними наблюдают и наставляют; мальчиков – старшие братья, дяди, а девочек – снохи. К выходящей замуж девушке приставлялись две снохи. Они объясняли девушке её поведение до свадьбы, во время свадьбы и после свадьбы в доме мужа.

Ах, эта свадьба пела и плясала!

Традиционная татарская свадьба в Астраханской области – это яркое, насыщенное обрядами, ритуалами и церемониями мероприятие. Нормы поведения, уклад быта и богатейший музыкально-поэтический фольклор  нашли свое отражение и в свадебной культуре.

Свадьбы обычно играли осенью, по завершении основных сельскохозяйственных работ. Эта традиция сохранилась до сих пор. Родители жениха отправляли в дом девушки сватов. Согласие невесты скреплялось молитвой и демонстрацией привезенных подарков: украшений «куремнек», подноса со сладостями «тел булэг» и отрезов ткани «киет» для матери девушки, уложенных в большую шаль и завязанную узлом.

Со стороны невесты угощали пришедших гостей чаем. При этом на один край стола ставили блюдечко с маслом, а на другой – с медом, это символизировало  мягкую, как масло, и сладкую, как мед, супружескую жизнь. На сговоре обговаривали сроки свадьбы и последовательность ее проведения. Перед церемонией бракосочетания на стороне невесты из дома жениха присылали баранину, либо целого барана и десятки килограмм риса для приготовления свадебного плова «куй дегесе».

Свадебная церемония состояла из двух частей: женская свадьба«хатыннар туе» и вечер угощения жениха «кияусый». Сельские свадьбы, как на стороне невесты, так и на стороне жениха, проводят в шатрах.

Шатры сооружают за несколько дней до свадьбы перед домом или во дворе, покрывая каркас летом легкой пленкой, в осеннее время брезентом. Их убирали внутри и приводили в пригодное для торжества состояние, притаптывая землю и развешивая тюль по периметру. Столы и скамьи колотили сами, расставляли внутри шатра буквой «П». По центру, напротив входа усаживали молодоженов, по краям родственников. Зелень и некоторые овощи, могли не убирать с грядки вплоть до начала празднования, чтобы свежими подать на стол.

До сих пор обычай играть свадьбы в шатрах существует, ведь это и дань традициям и экономически выгодное мероприятие, так как банкетный зал обходится значительно дороже. Татары используют не только теплицы, иногда они специально сооружают шатры для мероприятия за несколько дней до свадьбы. Их ставят перед домом или во дворе, покрывая каркас летом легкой пленкой, в осеннее время брезентом. Удобство состоит в том, что гости гуляют в родном селе, не выезжая за его пределы, поэтому нет необходимости нанимать транспорт. Все в шаговой доступности. К тому же местные жители говорят, что свадьба в шатре всегда веселее и ярче!

Кульминацией свадьбы на стороне невесты является демонстрация подарков жениха «тугыз», которые показывают всем гостям, чтобы все могли рассмотреть щедрость жениха. Всем гостям со стороны жениха, а затем и со стороны невесты, хозяева раздают дары «киет» – отрезы тканей.

В этот же день могут проводить и «вечернюю» свадьбу, вечер угощения жениха «кияусый». Он начинается поздно, в некоторых юртовских села ближе к полуночи. Период между двумя свадебными блоками обычно длится неделю. В это время в доме невесты проводится религиозный обряд бракосочетания «никах». Регистрирует молодых мулла, приглашенный родителями невесты.

Свадьба на стороне жениха традиционно проходила также в два этапа: женская свадьба «хатыннар туе» с обрядом «открытия лица» и вечерняя, парная «парлы».

В назначенный свадебный день жених увозил невесту к себе в дом. В наши дни при проводах невесты сохранилась традиция осыпания молодых монетами либо просом, рисом, мукой, имеющая аналоги у других групп татар, занимающихся земледелием, как проявление магии плодородия. Современная обрядность сопровождается выкупом, которого требуют односельчане, загораживая проезд поезда жениха к дому невесты. 

В первую брачную ночь молодым стелила постель постельная сваха (сноха жениха). Она же сторожила у дверей покой молодых. Утром женщина заходила на «погляд» простыни и забирала под подушкой причитающийся ей подарок за девичью честь. Родители жениха награждали её за хорошую новость. 

На второй день проводят обряд «килен чай» (чай невестки). Невестка угощает чаем и присланными из отчего дома мясными беляшами «пэрэмэчэ» свою новую родню. По истечении нескольких дней родители невесты должны были пригласить к себе молодоженов. Еще через неделю молодые или родители мужа делали ответный вызов.

Помимо традиционного свадебного варианта у астраханских татар встречается свадьба «убегом» – «качепчыгу». Она достаточно активно бытует среди сельского населения и в наши дни. В этом случае молодые, заранее договорившись, назначают определенный день «убега». Наутро родители парня оповещают родителей девушки. После этого проводят религиозный обряд бракосочетания «никах», далее молодые регистрируются и отмечают свадебный вечер.

Татарские свадьбы обычно проходят очень весело, если есть хороший организатор и музыканты. Много песен, как современных лирических, так и национальных. Во время перерывов, когда профессиональные артисты не выступают, организуют пляски, танцы, проводят различные игры.

 

Теперь к родителям только по официальному приглашению

После свадьбы дочь уже не может приходить в дом родителей без разрешения свекрови. Первый приход совершается после официального приглашения родителей невесты. Зовут домочадцев зятя, самого зятя и дочь. Новая сватья печет пирог, готовит подарки и ведёт сына с молодой снохой в дом её родителей. С этого момента они начинают общаться.

автор: Вероника Сулейманова

Просмотрено 894 раз Последнее изменение Понедельник, 27 ноября 2017 09:00

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы заполнили всю обязательную информацию, помеченную символом (*). HTML код запрещен.

Top